Тахограф – это обязательный прибор для транспорта, который работает с пассажирскими и грузовыми международными перевозками. Разработано два вида тахографов, которые отличаются друг от друга размером: радио формат – монтируются в гнездо магнитолы, круглые – в область спидометра.
Есть ещё типы таких агрегатов: аналоговые и цифровые. Они направлены на регистрацию скорости движения, отдыха водителя и путь, который он проехал. На основе анализа этих данных компании могут оценить мастерство водителя и логиста.
О цифровом виде
На базе ЕСТР новые автомобили оборудуются цифровым тахографом. В этот список не входят автомашины, которые не подписали соглашение ЕСТР.
Цифровой и электронный вариант имеют отличия – они по разному записывают данные в энергозависимую память, способную держать в памяти сведения в течение 365 календарных дней. У них сложная и серьезная защита от утечки сведений из памяти. Она представлена четырьмя смарт-картами:
- Карта мастерской – используется для настройки устройства и изменения его параметров.
- Карта водителя – хранит информацию о водителе в течение 28 дней с циклической записью, т.е. при появлении новой информации старая стирается.
- Карта предприятия – используется для считывания сведений о рейсах.
- Карта инспектора – предназначена для получения сведений о допущенных нарушениях водителя и о сбоях в работе.
Сегодня разработано 4 вида цифровых устройств:
- Stoneridge Electronics;
- ACTIA;
- Continental Automotive GmbH под торговой маркой VDO;
- EFKON AG.
Ситуация в России
В нашей стране автобусы, у которых в салоне больше 8 мест и грузовики с полной массой свыше 3,5 тонн, обязательно оборудуются тахографами, чтобы обеспечить безопасность для водителя и дорожной ситуации в целом. По закону тахограф должен быть в автомобилях классов N2 и N3, а также M2 и М3.
Монтаж контролирующих бортовых устройств осуществляется с учётом специальных регламентирующих документов.
Начиная с 1 апреля 2014 года, если на автомобиле нет тахографа, то к нему будут применены штрафы. Это касается автобусов, где больше 8 мест и автомобилей, перевозящих опасные грузы.
С 1 июля этого же года штрафы будут применяться к транспорту с полной массой свыше 15 тонн. Аналогично ситуация обстоит с грузовиками тяжелее 12 тонн – взыскания будут с 1 сентября и также с 1 апреля 2015 года штрафы получат автомобили массой больше 3,5 тонн.
В отечественных тахографах используется СКЗИ, т.е. криптографическая защита данных. Применение этого блока прописано в приказе Минтранса от 13 февраля 2013 года.